Премия Рунета-2020
Северный Кавказ
+20°
Boom metrics
Общество29 октября 2010 22:00

Ставрополью нужны строители и дорожники

Но молодежь идет учиться на юристов и экономистов
Источник:kp.ru

За последние несколько лет рынок труда заметно изменился. Сегодня спрос на «золотые руки». Нашей экономике снова нужны хоршие строители, дорожники, электрики, токари и слесари. А вчерашние школьники по-прежнему рвутся в ряды экономистов и юристов, родители готовы платить за обучение по этим все еще самым престижным специальностям огромные деньги. А в итоге выпускники вузов пополняют ряды безработных - рынок труда буквально перенасыщен этими специалистами. Как же уговорить нашу молодежь идти учиться в техникумы и колледжи?

Ответ на этот актуальный, как никогда, вопрос искали гости «Комсомолки»:

- первый заместитель министра образования СК Василий ЛЯМИН,

- директор ГОУ СПО «Ставропольский региональный колледж вычислительной техники и электроники» Марина ТАЩЕНКО,

- заместитель директора колледжа «Современная школа бизнеса» Нина САРКИСОВА,

- заместитель ответственного секретаря приемной комиссии СКГТИ Людмила ЧЕРНЫШОВА,

- заместитель директора по учебно-производственной работе «Ставропольский колледж сервисных технологий и коммерции» Галина МАЛИЙ.

За последние несколько лет рынок труда заметно изменился. Сегодня спрос на «золотые руки». Нашей экономике снова нужны хоршие строители, дорожники, электрики, токари и слесари. А вчерашние школьники по-прежнему рвутся в ряды экономистов и юристов, родители готовы платить за обучение по этим все еще самым престижным специальностям огромные деньги. А в итоге выпускники вузов пополняют ряды безработных - рынок труда буквально перенасыщен этими специалистами. Как же уговорить нашу молодежь идти учиться в техникумы и колледжи? Ответ на этот актуальный, как никогда, вопрос искали гости «Комсомолки».

- На Госсовете 31 августа вопрос о профессиональном образовании был главным на повестке дня, - начал беседу Василий Лямин, - можно сказать, что мы сегодня сохранили государственную систему начального и среднего профессионального образования. Она, правда, претерпела серьезные изменения в последние годы. Раньше профтехучилища сотрудничали с шефскими предприятиями. Это важный момент в подготовке квалифицированных кадров. А сейчас существует серьезная проблема с взаимовыгодным партнерством. Работодатель зачастую не заинтересован вкладывать средства в подготовку кадров, ссылаясь на то, что платит налоги, и что на них государство и должно обучать рабочих.

- С 1 сентября 2011 года все учреждения профобразования начнут реализацию новых стандартов, - продолжает Василий Лямин. - В стандарте до 30% выделяется на вариативную часть, которую должны разрабатывать совместно с работодателями - с учетом их запросов, квалификации рабочих и специалистов, потребности рынка труда. Хотелось бы, чтобы реализация этих стандартов проходила в тесном сотрудничестве с современным бизнес-сообществом. Предприятия должны предоставлять свою базу для практики студентов, причем начинать сотрудничество нужно с момента поступления в учебное заведение.

Тогда не будет главной проблемы - разрыва в качестве подготовки и ожиданиями работодателя.

- Выпускники нашего учебного заведения почти всегда трудоустроены, - включилась в разговор директор Марина Тащенко. - Мы в течение нескольких лет отслеживаем дальнейшую судьбу наших студентов. Чаще всего они трудоустраиваются на частные предприятия. Кроме того, мы активно сотрудничаем со Сбербанком. Он с удовольствием берет наших студентов на практику, а потом и на работу. Но на некоторые, причем замечательные специальности, набор осуществляется с трудом. К примеру, на радиоаппаратостроение. Для того чтобы освоить ее, необходима хорошая современная материальная база. Но ставропольские предприятия не предоставляют необходимой базы, практикантов используют в качестве подай-принеси, при этом говорят, что им нужны квалифицированные специалисты, а подпускать студентов к дорогостоящему оборудованию боятся. Было бы замечательно, если бы, как раньше, существовали партнерские предприятия, предоставляющие достойную материальную базу и рабочие места.

Однако и преподаватели не должны отставать от науки и новых технологий, идти в ногу со временем. Ведь именно им предстоит готовить новые кадры.

- Наши преподаватели постоянно проходят курсы повышения квалификации, - рассказывает Галина Малий. - Мы стараемся идти в ногу со временем, ездим за опытом к коллегам из других городов, из других учебных заведений. Многие наши студенты после получения профессионального образования продолжают обучение в вузах.

Получив качественное образование, выпускник уже сам решает, куда пойти работать. Если уровень образования высок, а работы на предприятии не дают, можно самому пойти в преподаватели и обучать подрастающие кадры.

- Мы постоянно работаем над модернизацией структуры и содержания учебной деятельности, - говорит Нина Саркисова. - А она предполагает внедрение в образовательный процесс эффективных педагогических технологий, использование новейшего оборудования, выработку у студентов практических профессиональных навыков будущей специальности.

Участники «Круглого стола» были единодушны во мнении, что навязать бизнес-сообществу опеку над студентами нельзя - незаконно. Но предприятия должны быть сами заинтересованы в воспитании будущих профессиональных кадров, которые потом на них же и будут работать.

- В нашем крае от 8 до 10% выпускников остаются нетрудоустроенными, - отметил Василий Лямин. - Это те, кто получил право свободного трудоустройства. И это проблема не только образовательных учреждений. Во-первых, должен быть создан максимально точный экономический прогноз: если мы не увидим стратегию развития промышленности, сельского хозяйства, то через четыре года молодой специалист будет невостребован, потому что учился в разрез с развитием потребностей.

Но не только корпорации должны иметь свой интерес. Молодые люди также должны быть заинтересованы в получении профобразования.

- Государству требуется все больше и больше рабочих рук, а потому оно совместно с бизнес-структурами должно позаботиться о рабочих местах, - уверен Василий Лямин. Когда абитуриент поймет, что после колледжа или техникума он найдет достойную, хорошо оплачиваемую работу, получит социальные гарантии, он перестанет считать профессиональное образование непрестижным. К тому же, если и бизнес-сообщество будет сотрудничать с учебными заведениями, помогать в обучении студентов, то у абитуриента не будет сомнений в том, что он получит профессиональные навыки, соответствующие времени и государственным потребностям.