Декану исторического факультета Карачаево-Черкесского госуниверситета имени У. Д. Алиева Рустаму Маратовичу Бегеулову 41 год. «Там» не был, ведь родился через много лет после возвращения карачаевцев из ссылки. Но тема депортации для него, как и для каждого представителя этой национальности, актуальна и болезненна.
— Мой отец Марат Ахматович и дядя Борис уже лежали при смерти из-за голода, но их чудесным образом спасла посылка, доставленная в самый критический момент, — повторяет рассказы родителей Рустам Бегеулов. — Они жили в Казахстане, а тетя, Айшат Ахияевна, была сослана в Киргизию, но, узнав, где и в каком состоянии находятся мальчики, выслала бараний жир.
Декан университета несколько лет назад изучал историю своего факультета и неожиданно для себя обнаружил, что в 1941 году в Карачаевск (тогда это Микоян-Шахар) был эвакуирован известный ученый, признанный кавказовед, профессор, автор книги «Кавказские войны и имамат Шамиля» Николай Ильич Покровский. Приехал тот с семьей, а его дочь не только защитила диплом в местном университете, но и успела поработать в этом вузе. Рустам Бегеулов узнал, что сын Покровского, Николай Николаевич, трудится в наши дни в Новосибирске, написал ему письмо и попросил рассказать о пребывании на юге страны в 40-е годы. Сын ученого, академик РАН прислал ответ, в котором известил, что они вместе с сестрой Светланой издали мемуары. Вот отрывок из книги.
«Мы приехали к бабушке Анне Ивановне, работавшей фельдшером в больнице. Война настигла нас здесь, и очень скоро. С приближением немецких войск обстановка в городе стала очень тревожной. Отец рассказывал, что он ходил к местным городским властям, к секретарю обкома Лайпанову, который побывал уже на фронте и с орденом Красного Знамени, с ранением вернулся в Микоян-Шахар. Лайпанов был когда-то учеником отца в Горском институте, и отец рассказал ему, что в аулах появились какие-то эмиссары, ведущие антирусскую агитацию. Кстати говоря, по всем республикам Северного Кавказа велась эта агитация на удивительно примитивном, но тем не менее действенном уровне. Говорили, что у Гитлера жена — карачаевка, или осетинка, или чеченка, и он будет поддерживать этот народ. Антирусскую пропаганду тогда, по словам отца, вели и какие-то муллы. Отец слышал об этом в соседнем с городом ауле, где он бывал, продолжая расспрашивать стариков об арабских рукописях.
Когда фронт стал подходить близко, началась паника. Только такой паникой можно объяснить весьма неразумный наш шаг. С трудом добыв себе для дальнейшей эвакуации из Микоян-Шахара телегу, запряженную лошадью, мы отправились практически ближе к фронту — на равнину в казачью станицу Зеленчукскую. Я помню сейчас, как неторопливо совершался этот переезд по прекрасной долине Кубани. Но, когда мы приехали на окраину станицы, было уже не до красот природы. Оказалось, что многие станичные казаки уже с надеждой ждали немцев, и было очень неспокойно. Но там еще были наши войска, и встретившийся нам какой-то майор посоветовал немедленно убираться отсюда. Он помог нам найти новую телегу вместе с парнишкой-возницей, который почему-то тоже хотел скорее уехать из Зеленчука. Мы поехали назад и к вечеру оказались опять в больнице у бабушки Анны Ивановны. Переночевали. На следующий день над нашим поселком стал кружить немецкий самолет-разведчик с двумя фюзеляжами; в народе его называли «рама. Кажется, были и какие-то взрывы, но точно не помню. Все мы — наша семья и еще кто-то из поселка — бежали в пещеры в горах, думая, что там будет безопаснее при бомбежках. Кажется, мы там даже переночевали и пребывали в растерянности. И тут вскоре появились толпы беженцев, которые стали рассказывать, что идут бои уже за Черкесск и что, если кто хочет спастись, то самое время бежать».