С фронтовым другом - журналистом Чудовским сыщик Черкасов (слева) обсуждает запутанные дела.Фото: Илья ШПИЗ/Первый канал.
В начале был сериал «Мосгаз». И звали так маньяка. Ловил его следователь Иван Черкасов (Андрей Смоляков). Сценарий основан на реальных событиях - в 1962 году в Москве и вправду орудовал серийный убийца под таким прозвищем. На этом Первый канал не остановился и снял продолжение приключений опергруппы Черкасова - сериал «Палач». В основе сюжета также одна из страниц истории нашей страны. Кличку Палач получила печально известная Антонина Макарова, которая во время службы у фашистов расстреляла более 1500 партизан. В картине она выполняет приказы немцев в детской маске зайчика, а после расстрелов возвращается к обычной жизни в селе Локоть. Действие сериала разворачивается в 1965 году, когда группа Черкасова случайным образом натыкается на это дело и начинает его раскручивать.
Сериал «Палач» с 11 января идет на Первом канале, а журнал «Телепрограмма» побывал на съемках нового, третьего проекта об опергруппе Черкасова - «Гознак».
На пути следователя по-прежнему будут коварные злодеи.Фото: Илья ШПИЗ/Первый канал.
Всесоюзное ограбление и «поплывший» сыщик
- Мы снимаем сериал по мотивам еще одной знаменитой истории, - поясняет исполнитель главной роли Андрей Смоляков. - Речь идет об ограблении Госбанка Армянской ССР в 1977 году, когда братья Калачян обнесли казну на полтора миллиона рублей (два миллиона долларов по тогдашнему курсу. - Авт.). Это было самое крупное похищение в Советском Союзе. У нас в фильме братья-грузины берут Гознак. Мой герой продолжает вести дела вместе со своими подопечными, в числе которых криминалист Соня Тимофеева (Марина Александрова). Останется с нами и молодой художник Станислав Шелест (Юрий Чурсин), известный по «Мосгазу».
Для кабинетных сцен помещения культурного центра «ЗИЛ» подходят идеально. Хоть в комплексе и проведена реконструкция, внутри некоторых помещений до сих пор витает советский дух.
Так и в кабинете редактора «Советской трибуны» Григория Чудовского (Владимир Юматов), фронтового друга сыщика Черкасова. Вытоптанный паркетный пол, книги Горького, Симонова и Островского на полках. Вырезки газет навалены на огромный стол. Над креслом шефа нависает портрет увлеченно пишущего Ленина.
- Допустим, есть у Коттема алиби, - закусив мизинец, предполагает Черкасов. - Но есть и мотив! Очень крепкий мотив для убийства. А вдруг Белых его шантажировала? А у него дома официальная американская жена. Что ему оставалось делать?
Режиссер «Гознака» Евгений Звездаков (слева) разводит сцену с Дмитрием Астраханом, Екатериной Волковой и Мариной Александровой.Фото: Илья ШПИЗ/Первый канал.
На этих словах офицер с размаху лупит по столу. И тут в кабинет заходит Оксана Демидова - новая героиня, журналистка, которая появится и в «Палаче», и в «Гознаке».
- Моя героиня неуклюжая, - смеется над своим образом Мария Андреева. - Есть такое выражение: «дурак с мороза». Вот она как раз такая, в хорошем смысле слова! Она постоянно врывается в кабинет начальника и пытается ошарашить его новой информацией. Ищейка. Иногда именно ее сумбурные сообщения пускают расследование Черкасова по правильному следу. Кроме того, моя героиня без ума влюбляется в сыщика. И это тоже один из двигателей сюжета.
Это заметно. Молодая сотрудница редакции, войдя в кабинет начальника, резко останавливается перед сыщиком и почти полушепотом спрашивает:
- Разве стол в чем-то виноват, Иван Петрович?
- А давайте в этот момент я немного впаду в ступор от ее напора? - предлагает актер режиссеру Евгению Звездакову и хитро улыбается. - Ну я же как бы «поплыл».
- Можно! - соглашается тот. - Это интересно.
Отойдя от сыщика, Оксана здоровается с насупившимся редактором.
- Как твой репортаж? - интересуется шеф. - Когда сдашь?
- Могу вернуть все, что вы вычеркнули. Могу хоть сейчас накропать в рубрику «Письмо позвало в дорогу» (в советское время существовал такой прием реагирования на сигналы из глубинки. - Авт.). Надо?
- Значит, так, - не выдерживает Чудовский. - За вопиющую дерзость отправляю тебя на амбразуру культурки. Поедешь на выставку - самое масштабное событие советского искусства этого года!
- Так год еще не закончился, а оно уже самое масштабное? - не унимается девушка.
- Будешь умничать, отправлю про Госплан репортаж писать!
Чекушка с сургучом и платье из Швейцарии
Нарезав несколько кругов вокруг стола, задумчивый Черкасов возвращается в беседу.
- А если у Белых и правда был любовник? - интересуется он.
- Но откуда она взяла красный шелк? - парирует редактор.
- Точно, значит, убийца все-таки был связан с Домом мод.
С Домом мод, кстати, связано и появление череды новых персонажей. Потому что параллельно с расследованием скандального ограбления Черкасов ищет маньяка, убивающего девушек в красном. В Доме мод согласно сюжету трудятся герои Марка Богатырева, Каролины Грушки, Екатерины Волковой и Родиона Нахапетова.
- Радик играет заведующего кадрами в Доме моды, - поясняет Смоляков. - Его персонаж во многом определяет сюжетные повороты. Вообще, это мой любимый кинорежиссер. Ведь я снимался у него в трех картинах, одна из которых во многом определила мою актерскую судьбу (мюзикл «О тебе» 1982 года. - Авт.). У нас с ним прекрасные отношения. И впервые в жизни мы работаем вместе как артисты. Слюни текут от радости! (Смеется.)
Продюсер проекта Денис Евстигнеев доверил три блока сериала трем разным режиссерам. Андрей Малюков снимал «Мосгаз», Вячеслав Никифоров - «Палача», а Евгений Звездаков завершает съемки «Гознака».
- Передо мной не стояла задача опираться на предыдущие работы, - говорит режиссер. - Главное было - сохранить характеры и выдержать взаимоотношения героев на должном уровне. Конечно, я смотрел «Мосгаз» и «Палача». Это две диаметрально противоположные работы, так что и мы создаем принципиально новое кино.
Мария Андреева появляется в «Палаче» в образе пытливого юнкора.Фото: Илья ШПИЗ/Первый канал.
Многие участники процесса знают тот период, о котором снимают, не понаслышке.
- Прекрасно помню то время! - улыбается Смоляков. - И очереди за мукой и химическими карандашами, и валенки с галошами, и цигейковые шапки, и мячи со шнуровкой, и чекушки, запечатанные сургучом, которые мой дед Григорий Митрофаныч опустошал перед ужином. Самогонные аппараты, рубку капусты во дворах, мотоциклы с коляской - предел мечтаний. Я был маленьким, а мама здоровая и красивая. Это приятные воспоминания. Иногда подсказываю реквизиторам приметы времени. Одна из таких - ручная точилка для лезвий бритвы. Коробочка с веревочкой: открываешь, а внутри лезвия. На шпеньки надевается лезвие, коробочка захлопывается, и шнурок гоняется вперед-назад. Лезвие внутри крутится и точится о зеленые накладки - точильные камешки.
Говорят, получается настолько убедительно, что даже молодежь, не заставшая времена застоя, почувствовала дух времени.
- Воссоздать атмосферу, как мне кажется, удалось, - считает Андреева. - Один из эпизодов мы снимали в самолете. У нас был настоящий маленький самолет, где полдня мы «летели» в одну сторону, потом в другую. Сложилось ощущение абсолютной телепортации в советское время! Набитый людьми салон, чемоданы, все галдят, передают друг другу карамель «Взлетную». Как будто мы в СССР. Почему-то у меня отпечаталась в памяти именно эта сцена.
Поскольку в «Гознаке» одна из сюжетных линий связана с Домом мод, пришлось попотеть и художникам. Даже в Европу за костюмами летали.
- Снимать 70-е годы - сплошное удовольствие, - уверяет Звездаков. - Манекенщицы, платья, костюмы. Ох! У нас есть и аутентичные костюмы, привезенные из-за рубежа. В кадре есть платье 1950 года от Ива Сен-Лорана, которое нашему художнику удалось приобрести в Швейцарии.
Фото: Кадр из фильма
Большинство интерьерных сцен отсняли в Москве, а вот натуру в лучшем «Советском Союзе» ХХI века - Минске. Правда, и туда добралась рука строителя-новатора. Если раритетные «Волги» взяли напрокат, то асфальт в Беларуси почти везде переложили, поэтому машины во время съемок ездили по пластам рубероида.
Продолжение сериала «Палач» - «Гознак» - готовится к премьере в следующем телесезоне.
«ПАЛАЧ»
По будням с 11 января. Первый
Что еще снимается
«Склифосовский-4»
Режиссер-постановщик: Юлия Краснова.
В ролях: Максим Аверин, Александр Сирин, Мария Куликова, Надежда Горелова, Дмитрий Миллер, Елена Яковлева, Ольга Павловец, Антон Эльдаров.
Формат: сериал.
Брагина ждет новая жизнь - с любимой женщиной Мариной Нарочинской. Однако обрести покой и счастье им будет совсем непросто. Серьезной проверкой отношений станет появление в их жизни незаконнорожденной дочери Брагина Вероники - подростка с трудным характером. У Полины сбылась мечта о «красивой жизни», теперь у нее есть все, чего ей так не хватало раньше. Но принесет ли это счастье, и не потеряла ли героиня в погоне за комфортом что-то более важное?
Премьера: в этом году, канал «Россия 1».
Фото: Кадр из фильма
«Окрыленные»
Режиссер-постановщик: Мария Крашенинникова.
В ролях: Юлия Маргулис, Ольга Лукьяненко, Олеся Гаевая, Егор Кутенков, Степан Девонин, Александр Ведменский, Андрей Хитрин, Серафима Низовская.
Формат: сериал.
Адаптация модного британского сериала Mile High о личной жизни стюардов и стюардесс. Успешный телевизионный формат был продан в 21 страну мира, в том числе и в Россию. Главные герои любят небо и привыкли жить вольной жизнью. Все привыкли к их безупречности, уверенности и улыбкам на лицах. Но что скрывается за этой маской, о чем думают, что любят и чего боятся бортпроводники?
Премьера: в этом году, канал «Ю».
Фото: Кадр из фильма
«Тайный город-3»
Режиссер-постановщик: Артем Мазунов.
В ролях: Павел Прилучный, Агата Муцениеце, Светлана Токарская, Игорь Жижикин, Валерия Шкирандо, Дмитрий Митюрич.
Формат: сериал.
Фото: Кадр из фильма
Много тысяч лет назад Большая Война Кадаф закончилась поражением империи магов-гиперборейцев. Но победа не была окончательной. Гиперборея не погибла, Великий Господин Азаг-Тот спрятал Замок и монстров Кадаф в Глубоком Бестиарии. А сам остался на Земле.
Премьера: в этом году, канал Рен ТВ.