Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Звезды3 января 2015 23:30

10 лучших фильмов 2014 года

Кинообозреватель «КП» подводит итоги уходящего сезона
"Нимфоманка" фон Триера - один из лучших фильмов года

"Нимфоманка" фон Триера - один из лучших фильмов года

Фото: кадр из фильма

В эту десятку я включил ленты разных жанров и стран — европейские и голливудские, коммерческие и имевшие большой фестивальный успех, широкоизвестные и незаслуженно потерявшиеся в прокате. Их можно посмотреть (или пересмотреть) на DVD во время новогодних каникул.

«Нимфоманка»

Режиссер — Ларс фон Триер

В ролях: Шарлотта Генсбур, Стеллан Скарсгард, Ума Турман

Повествование строится на серии повторов: какую бы похабель ни несла вспоминающая свое распутное прошлое женщина Джо (Гейнсбур), сказочный еврей-рационалист Селигман (Скарсгард) находит ей оправдательную параллель в мире высокой культуры. «Нимфоманка» — это провокация, проекция личных и режиссерских комплексов Триера на ставшую уже привычной ему ветвистую романную форму, приобретающую в этой картине откровенно пародийное звучание. Это самообнажение человека, разделяющего в равной степени и бунтарство Джо, и мечтательность Селигмана. И очередная попытка изжить в себе дух «высокого авторства». Не хочет ЛФТ уже никакого величия, совершенно сознательно пошлит, сочиняя такой сюжет, такую парочку персонажей, такой метод съемки и такой финал. Развивая свежую мысль о том, что любовь есть боль, без нее жить гораздо прикольнее, дружба тоже иллюзия, лишь предательство вечно. Демонстративно не желает быть "властителем дум". Времена изменились. "Шедевры для всех" кончились. Распад и разложение неизбежны, так давайте разлагаться скандально и весело, снимая быстро и неряшливо, а не натужно и по 15 лет.

Ларс фон Триер совершенно сознательно пошлит, сочиняя такой сюжет

Ларс фон Триер совершенно сознательно пошлит, сочиняя такой сюжет

Фото: кадр из фильма

"Она"

Режиссер — Спайк Джонс

В ролях: Хоакин Феникс, Скарлетт Йоханссен

"Она" - картина, революционизирующая жанр романтической комедии. Автор «Адаптации» и «Быть Джоном Малковичем» снял парадоксальный фильм о любви и ее современных мутациях, никак не затрагивающих ее счастливо-печальной сущности... Невозможную в другие, менее "продвинутые" времена, ультра-актуальную и экстра-стильную визионерскую поэму на абсолютно классический и универсальный сюжет бесцельных поисков теплоты в большом городе.

"Она"  - картина, революционизирующая жанр романтической комедии

"Она" - картина, революционизирующая жанр романтической комедии

Фото: кадр из фильма

«Одержимость»

Режиссер - Дэмиэн Шазелл

В ролях: Майлз Теллер, Дж.К. Симмонс

Великолепная музыкальная драма, каких не делали, возможно, со времен Боба Фосси («Кабаре», «Весь этот джаз»). Герой — одаренный юный барабанщик, мечтающий получить место в лучшем университетском оркестре США. Им руководит поистине одержимый тиран, рядом с которым дирижер из «Репетиции оркестра» Феллини, против которого в финале начинают бунтовать оркестранты, - просто невинный ребенок. Он манипулирует игроками, играет на их нервах и чувствах и в погоне за ускользающей гармонией звука готов довести своих подопечных до самоубийства. Барабанщику нужно решить — стоит ли ему вовремя испугаться воплощения собственной мечты. Молодой режиссер с не свойственными «независимому» американскому кино мастеровитостью, энергией и хваткой разворачивает психологически убедительную картину человеческой одержимости — такой фильм мог бы быть снят в 1970-е годы - «золотую эру» американского кино.

Такой фильм мог бы быть снят в 1970-е годы

Такой фильм мог бы быть снят в 1970-е годы

Фото: кадр из фильма

«Отель "Гранд Будапешт"»

Режиссер - Уэс Андерсон

В ролях: Рэйф Файнс, Билл Мюррей, Джуд Ло, Эдвард Нортон, Тильда Суинтон

Фильм любимца хипстеров всего мира Андерсона похож на массивный кремовый торт, украшенный набором фигурок столь же культовых киноактеров. Из названия понятно, что эпическое комедийно-приключенческое действо разворачивается где-то в Восточной Европе — впрочем, отнюдь не в Венгрии, а в несуществующей стране под убийственным названием Zubrowka. Время действия - период между двумя войнами, который главные поклонники Андерсона примерно так себе и представляют. Или теперь уже точно будут именно так представлять. Изображение стилизовано под австро-венгерский водевильный шик в духе почитаемого режиссером Эрнста Любича, величайшего комедиографа в мире, и заключено в квадратные рамки редко используемого сегодня "обычного" формата, принимаемого интернет-пользователями за Инстаграм. Впрочем, любое предлагаемое Андерсоном изображение и вправду можно выдавать за содержимое этого приложения, оттого и "лайки" восторженных хипстеров.

Время действия - период между двумя войнами

Время действия - период между двумя войнами

Фото: кадр из фильма

«Выживут только любовники»

Режиссер — Джим Джармуш

В ролях: Том Хиддлстон, Тильда Суинтон, Миа Васиковска

Новый фильм автора «Мертвеца» и «Пса-призрака», решившего отметиться в супермодной в последнее время вампирской тематике, казалось бы, уступает в радикализме его предыдущему, «Пределу контроля» — авангардному абстрактному полотну, выдававшему себя за «гангстерский фильм». При этом новая картина, своей герметичной стерильностью похожая на ее рафинированных героев-вампиров, брезгующих сосать кровь из живых людей, «как в XV веке», и получающих ее из лабораторных контейнеров, тоже заставляет забыть о вполне вторичной фабуле вампирского «голода». Магия кинематографического письма Джармуша принуждает смаковать это кино, до самой последней монтажной склейки, с истинно вампирским кайфом, равным тому, что испытывают сверхстильные Тильда Свинтон и Том Хиддлстон, пьющие кровь из рюмок, смакуя ее как дорогой коньяк.

Магия кинематографического письма Джармуша принуждает смаковать это кино

Магия кинематографического письма Джармуша принуждает смаковать это кино

Фото: кадр из фильма

«Мамочка»

Режиссер - Ксавье Долан

В ролях: Анн Дорваль, Антуан-Оливье Пилон

Можно сказать, что 25-летний квебекский вундеркинд Долан заново посещает уже помеченные им территории (первый его фильм, снятый в 19 лет, назывался «Я убил свою маму»), а можно — что он исступленно, с обезоруживающей искренностью, временами впадая в экстаз, продолжает изживать собственные психологические комплексы: когда-то его самого за невыносимый характер сдала в интернат горячо любимая «мамочка». Но, выйдя из подросткового возраста, он способен теперь более отстраненно наблюдать за развитием вечной коллизии непростых отношений самых близких людей, не допуская в свой фильм ни капли ненависти и гнева. Одинаково беспечные и неуправляемые, мать и сын питаются неукротимой, самоубийственной энергией любви друг к другу. Иногда именно такая изнурительная, всепоглощающая любовь и не позволяет людям быть вместе.

Одинаково беспечные и неуправляемые, мать и сын питаются неукротимой, самоубийственной энергией любви

Одинаково беспечные и неуправляемые, мать и сын питаются неукротимой, самоубийственной энергией любви

Фото: кадр из фильма

«Танец реальности»

Режиссер - Алехандро Ходоровский

В ролях: Бронтис Ходоровский, Памела Флорес

Наследник дела Бунюэля, чилийско-мексиканский классик Ходоровский, не работавший в кино более 20 лет, снял скандальный шедевр на автобиографический сюжет своего взросления в сумасшедшей семье сталиниста-отца и щеголяющей то огромной нагой грудью, то набивным русским платком матери. Мир, преображенный безудержной фантазией гения населяют карлики, инвалиды, человеческие обрубки всех мастей, люди в масках; прилепленная на костюм звезда здесь легко может заползти в рот, а от чумы вылечивают уринотерапией. Ходоровскому решительно наплевать, что сюрреализм уже очень давно «не носят». Это чей-то, вымученный и высосанный из пальца не носят, а его, настоящий, выстраданный долгими годами работы и простоев, носят и еще долго будут носить.

Ходоровскому решительно наплевать, что сюрреализм уже очень давно «не носят»

Ходоровскому решительно наплевать, что сюрреализм уже очень давно «не носят»

Фото: кадр из фильма

«Звезда»

Режиссер - Анна Меликян

В ролях: Тинатин Далакишвили, Северия Янушаускайте, Павел Табаков

Звездой считает себя понаехавшая в Москву молоденькая, совсем не талантливая особа, полагающая, что стоит ей поменять себе грудь, ноги и нос, как счастливая артистическая судьба мгновенно разверзнется перед нею. Лучший на сегодняшний день фильм Анны Меликян — почти рождественская сказка: даже получудесный хэппи-энд в ней имеется. «Почти» и «полу-» - потому, что хэппи эндов не бывает теперь даже в сказочном кино от девушек-режиссеров. Помимо всех прочих напастей немилосердная судьба сведет героиню с дебютантом Павлом Табаковым, который, собственно, и украдет у нее фильм «Звезда».

Лучший на сегодняшний день фильм Анны Меликян — почти рождественская сказка

Лучший на сегодняшний день фильм Анны Меликян — почти рождественская сказка

Фото: кадр из фильма

«Сен-Лоран»

Режиссер - Бертран Бонелло

В ролях: Гаспар Уллиель, Луи Гаррель, Жереми Ренье

В этой биографии Сен-Лорана нет ни мелодраматизма, ни «этапов большого пути», ни особого пафоса — зато есть абсолютная убедительность образов и попытка растворить зрителя во времени и среде YSL. Заглавный герой в смелой трактовке Бонелло (его играют Гаспар Уллиель и культовый, полузабытый Хельмут Бергер из «Гибели богов» и «Людвига» Висконти) предстает продолжением образа Тирезии, мифического существа, женщины и мужчины в одном флаконе — оно было героем одноименного фильма Бонелло, снятого 11 лет назад.

В этой биографии Сен-Лорана нет ни мелодраматизма, ни «этапов большого пути»

В этой биографии Сен-Лорана нет ни мелодраматизма, ни «этапов большого пути»

Фото: кадр из фильма

«Звездная карта»

Режиссер - Дэвид Кроненберг

В ролях: Джулианна Мур, Роберт Паттинсон, Мия Васиковска

Пускай новый фильм Кроненберга — скорее воспоминание о тех далеких временах, когда режиссер взрывал людям мозг как в прямом, так и в переносном смысле слова, черты фирменного стиля певца мутаций и перверсий в новой картине обнаруживаются без труда. Действие разворачивается в Голливуде, который по Кроненбергу является страшным местом, где властвуют инцест, педофилия, групповой секс и прочее моральное разложение. Где люди (включая детей) готовы на убийство ради карьеры, где всякая мораль фальшива, а искренне только предательство. Этот фильм точно должен понравиться депутату Милонову, да и депутату Мизулиной он явно будет приятен.

Этот фильм точно должен понравиться депутату Милонову

Этот фильм точно должен понравиться депутату Милонову

Фото: кадр из фильма