Премия Рунета-2020
Волгоград
+15°
Boom metrics
В мире23 октября 2014 15:56

Караван смертников идет в Дамаск

Корреспондент «КП» разбиралась, почему юг России стал поставщиком экстремистских кадров [аудио]
Абу Ханиф с женой и сыном. Фото УМВД России по Астраханской области

Абу Ханиф с женой и сыном. Фото УМВД России по Астраханской области

Историю этих шестерых астраханцев я изучала по их страничкам в соцсетях и материалам уголовного дела. Странички были уже основательно подчищены, а, листая один за другим каждый из 20 томов, приходилось продираться через непривычные слова - джамаат, кафир, муртады, дауляй исламия.

22 сентября в Астрахани осудили преступную террористическую группу. Каждый из шести получил от 6 до 7 лет за вербовку в ряды боевиков и хранение оружия. За последние пять лет это первый подобный суд в Астрахани. И это удача. Среди статей не было «террористической деятельности». Никто из шестерых не успел унести человеческие жизни на тот свет. И это двойная удача.

Судья речитативом зачитывала обвинительное заключение в течение четырех часов. Осужденные слушали равнодушно. Когда пришло время, прямо в зале суда совершили намаз.

Дружить собирались против кафиров и муртадов

Слесарь автомастерской Мурат Захарьяев, безработные Сулейман Яхъяев, Арсен Алтаев, Эдуард Унаев и Ризабек Маштаков - каждый идеально подходил под образ жертвы вербовщиков. Хотя жертвами их язык назвать не поворачивается. Возраст от 25 до 35, определенных занятий нет, стабильного заработка нет. Шестой Тахир Джаксибеков – сам вербовщик, ушел недалеко: 29 лет, окончил мореходку, жил с матерью в хрущевке. И жизнь такая никому не нравилась, и поменять бы хотели, но не знали, как. На таком материале механизм вербовки работает без сбоев. Нужен лишь наставник, подсказчик.

Когда и кто завербовал Тахира, следователи так и не выяснили. Было ли у него конкретное задание вербовать истинных правоверных, тоже неизвестно. Но действовал он по определенной схеме.

Все потенциальные участники банды были ему знакомы. Ходили в одну мечеть № 3 на астраханском рынке Большие Исады. Прославляли Аллаха. Но порой слишком неуверенно повторяли за имамом молитву, порой кривились на очередную проповедь. Это был первый знак. Перестал шевелить губами во время молитвы, не пришел на проповедь – сомневается в истинности ислама. Значит, надо объяснить ему, где истина.

Разговор Тахир начинал обычно с новостей, затем переходил на политику, несправедливость современного общества, недооцененность его новых товарищей. А затем уже - про «неправильный» и «правильный» Ислам. «Неправильный» - в астраханской мечети, «правильный» - в медресе Египта, Саудовской Аравии. А пока можно послушать «истинную проповедь» в интернете. И малообразованные неофиты легко принимали вырванные и искаженные трактовкой цитаты из Корана за правду и истину.

Собирались на квартире у Тахира, там же хранилась вся нужная литература. Часто устраивали сходки и на Больших Исадах в кафе с названием «Дружба». Дружить собирались против кафиров и муртадов*. Экстремистские записи передавали на флешках. Среди самых любимых - сайт Абу Ханифа.

Салафитские идеи со скоростью света распространяются в соцсетях

Салафитские идеи со скоростью света распространяются в соцсетях

Фото: Скриншот сайта

Бен Ладен из Астрахани

Абу Ханиф – он же Шамиль Измайлов. Это имя нынешний салафитский лидер носил, когда жил в Астрахани. Жизнь была незавидной. Отец ушел из семьи, когда они с младшим братом Арсеном еще учились в школе. Мать работала в две смены медсестрой. Воспитанием сыновей заниматься было некогда. Первый раз Шамиля поймали еще в школе – глотал димедрол. Начал торговать наркотиками. Попался, получил 5 лет условно.

Мать после суда на сына нарадоваться не могла: напугался и встал на путь истинный. Стал ходить в мечеть. Момент, когда сын стал предпочитать проповедям имама интернет, мать, видимо упустила. В результате Шамиль поехал учиться в Египет. Теперь его звали Абу Ханиф.

В 2006 году, забрав из Астрахани жену и ребенка, Абу Ханиф создал в Александрии учебный центр Шарх Сунна. В нем учились россияне и выходцы из бывшего СССР. Деньги салафитской медресе щедро даровали местные шейхи. В 2008 году к астраханцу переехал и брат с семьей – поддержать родственника в его начинаниях. Через три года появился сайт его движения. Но из Египта Абу Ханифа выдворили местные же мусульмане – за экстремизм.

В Сирии к Абу Ханифу примкнули около 100 выходцев с Северного Кавказа. Банда Ханифа прославилась особой жестокостью. Интернет наполнен роликами с наставлениями Шамиля, жуткими казнями, лекциями о хидже – необходимости переселиться на земли Шама (государство на территории Сирии, откуда начнется возрождение ислама – Прим. авт.).

Шамиль Измайлов признан международным террористом и находится в международном розыске. Но пока бандита не поймали, он воюет на территории Сирии и вербует сторонников. И особое внимание Абу Ханиф обратил на Астрахань.

Тахир Джаксибеков – первый из вербовщиков, которого удалось задержать

Тахир Джаксибеков – первый из вербовщиков, которого удалось задержать

Почему именно Астрахань?

Вряд ли Абу Ханиф имел большое пристрастие к землякам, именно потому что они являлись таковыми. На вопрос – почему Астрахань стала поставщиком потенциальных террористов – ответ прост.

- Астрахань - конечно не центр экстремизма, но сторонников радикального ислама здесь достаточно много. И тому несколько причин, - объясняет Андрей Сызранов, кандидат исторических наук, доцент кафедры регионоведения исторического факультета Астраханского государственного университета. – Во-первых, большое количество мусульман. Салафитов среди них порядка одного процента. Но вербуют экстремистов именно у мечетей, от традиционного ислама легче перейти к салафизму, чем от православия или полного неверия. Во-вторых, географическая близость к Ближнему Востоку, террористов переправлять элементарно легче. В-третьих, низкий уровень социального развития, безработица. Отсюда большое количество молодежи, которая быстрее поддается обработке.

Почему именно Сирия?

- Экстремистов отправляют в регион, где есть конфликт. Когда были волнения в Египте, они ехали в Египет. Сейчас эпицентр – Сирия. Кроме того, салафиты берут за основу идею исламского государства, которое начнется на территории современной Сирии и завладеет всем миром. Но никто не даст гарантии, что экстремистские лидеры не отправят своих неофитов взрывать автобусы в Волгограде или каком-то другом российском городе. Все террористы сначала проходят подготовку в лагерях на Ближнем Востоке, - комментирует оперативный сотрудник Александр Синцов.

- Ехать в Сирию были готовы все задержанные. Священный Джихад, возрождение исламского государства, гибнущие от рук неверных братья и почетная участь шахида – это было главным стимулом. К тому же, президент Асад получил поддержку России, чем стал для бандитов еще ненавистней. Правда, и меркантильный интерес не обошел стороной. За помощь правоверным друзьям обещали заплатить. Говорили и о тысяче, и о двух тысячах долларов в день. Но конкретной суммы им так и не назвали, решили, что будут договариваться о плате уже в Турции, - рассказывает оперативник Мурат Магомедов.

Тахира Джаксинбекова задержали на границе с Казахстаном. На допросе он рассказал, что успел переправить несколько человек через Казахстан самолетом в Турцию (извилистый путь выбирали специально, чтобы запутать следы – Прим. авт.). Но сколько именно боевиков перешли в Сирию, неизвестно: через день после ареста вся банда отказалась давать показания.

Открытый финал

- Выследить и поймать вербовщиков, а потом еще и доказать их виновность очень сложно, - говорит Сергей Боярко, руководитель Центра по противодействию экстремизму УМВД по Астраханской области. - Чтобы задержать банду Тахира Джаксинбекова была проделана огромная работа. Ведь такие группы закрыты, и всегда подозрительны к людям со стороны. Новые члены проходят проверку. Случайных людей там не бывает. Они убеждены в свое правоте, за плечами десятки просмотренных видео, часы за экстремистской литературой. Они - фанатики. Смертью их не напугать, смерть за веру для них - большая честь.

Сдал группу новичок. Парень из Казани приехал в Астрахань в 2013 году. За поддержкой пошел в Красную мечеть - ту самую №3. Он ее получил, правда, не от Аллаха, а от Тахира. Тот быстро влил татарина в группу экстремистов. Но для члена подпольной организации новичок был слишком болтлив. На него вышли спецслужбы. И сделали предложение, от которого он не смог отказаться. Уже на следующей встрече за собранием салафитов приглядывала видеокамера.

20 апреля 2013 года домой к каждому из пяти завербованных нагрянули омоновцы. На квартирах изъяли экстремистскую литературу, оружие.

Расследование длилось больше года. Во-первых, надо было доказать, что литература и воззвания всех участников банды – экстремистские, а для этого провести лингвистическую экспертизу, а во-вторых, хотелось распутать этот клубок до конца. Шесть человек на скамье подсудимых – не единственные террористы-подпольщики. Но расколоть их так и не получилось.

Вопрос ребром

Почему интернет наводнен экстремистским видео?

Ваграм Давтян, председатель коллегии Адвокатов Волгоградской области «ЛЕГИОН»: - Закрыть экстремистский сайт не так-то просто. Чаще всего возбуждается уголовное дело и в рамках его проводится экспертиза. Специалисты смотрят, есть ли признаки экстремизма в высказываниях, в видео. Суд рассматривает материалы дела и выносит решение. На всю процедуру уходит достаточно много времени - несколько месяцев.

Как оградить подростка от вредных сайтов?

Игорь Кириллов, IT специалист:

- Многие антивирусные продукты имеют встроенную функцию родительского контроля. Например, такой сервис есть у Kaspersky Internet Security и Dr.web. Родителю остается выбрать, на сайты какого типа закрыть вход ребенку и придумать пароль, чтобы чадо самостоятельно не отключило эту функцию.

Есть кроме этого сервис SkyDNS. Его можно установить самостоятельно. Необходимо зайти на их сайт. Базовая программа фильтрации бесплатна. Если вы хотите самую высокую степень защиты, придется раскошелиться - 500-600 рублей в год. Программа устанавливается просто - с помощью кнопок "скачать", "далее" и установки пароля. Когда ребенок кликает на сайт, сигнал идет не провайдеру, а на специальную программу-фильтр. Какие сайты отсеивать, тоже выбирает родитель. Единственная проблема - продвинутый в IT технологиях ребенок сможет эту программу обойти.

Третий способ - удаленный доступ к рабочему столу. Но в нем нет необходимости, обычный родительский контроль работает хорошо. По крайней мере, я подобное поставил своей дочери, и проблем никогда не было.

*Кафир у салафитов - человек, который не верит в Аллаха и не считает Мухаммеда пророком и его последним посланником. Убить кафира не считается грехом. Муртад - вероотступник, предатель веры. У экстремистов муртады заслуживают только смерти. И чем большими издевательствами и унижениями она сопровождается, тем лучше.

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Наверное, вся эта история выглядела бы вполне банально, если бы только ограничивалась словесной перепалкой сторонников «правильного» и «неправильного» ислама. Эта мировоззренческая борьба вечна. Но она безобидна лишь до того момента, когда главным аргументом в споре становится оружие, а победой считается смерть оппонента. Вот такой радикальный ислам (тот же салафизм) уже что-то вроде разновидности духовного и физического фашизма.

Иные шейхи Египта и Саудовской Аравии хорошо оплачивают наемников «правильной» веры и тех, кто готов со стволом в руках навязывать ее «неверным». А лучше всего поддаются вербовке прозябающие в бедности или вынужденном безделье малограмотные люди, которым его величество бабло легко заменяет любые убеждения.

Как видим, юг России все больше становится благодатным вербовочным полигоном уже не только оппонентов традиционного ислама, но и убийц. И хорошо, что государство наше не спит, находя защиту от этой духовной заразы.

Однако решать эту проблему должны не только сотрудники правоохранительных органов и спецслужб, но и все другие институты государства, начиная с семьи и заканчивая высшими органами мусульманского духовенства. Только так можно противодействовать исламскому экстремизму, который все чаще хватается за оружие.

Виктор БАРАНЕЦ

Схема: Альбины ПАНИНОЙ.

Схема: Альбины ПАНИНОЙ.

Руководитель Центра комплексной безопасности при президентской академии Владимир Шипулин рассказал в эфире Радио "Комсомольская правда", как Россия стала поставщиком кадров для международных террористов: