Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Наука20 октября 2016 21:03

Почему Стив Джобс запрещал своим детям айфоны

Основатель Apple вводил мораторий на использование гаджетов за ужином, и ночью, и в выходные [инфографика]
Семейство Джобс (слева направо): сам Стив, младшая - Ева, сын Рид, cредняя дочь Эрин и внебрачная - Лиза. Репродукция из книги Уолтера Айзексона «Стив Джобс»

Семейство Джобс (слева направо): сам Стив, младшая - Ева, сын Рид, cредняя дочь Эрин и внебрачная - Лиза. Репродукция из книги Уолтера Айзексона «Стив Джобс»

Стив Джобс вписал свое имя в историю как человек, подаривший миру айфон и целый ряд других революционных изобретений. Но собственным детям он был больше известен, как человек... отбиравший у них эти айфоны. В это сложно поверить, но крестный отец цифровой революции запрещал своим чадам проводить много времени с планшетами и смартфонами. Один из биографов Джобса утверждал, что он ввел для детей запрет на использование гаджетов в ночное время и в выходные. Кроме того, мобильники были вне закона, когда вечером семья (у Джобса было три дочери и один сын) собиралась на ужин. Правда, Стив был настолько интересным человеком, что, когда он начинал разговаривать с детьми о политике, истории, книгах или новых фильмах, ни у кого из его отпрысков никогда не возникало желания уткнуться в экран планшета.

«Душителями» свобод выступали и другие лидеры IT-революции. Например, дети основателя Твиттера Эвана Уильямса жаловались на драконовские законы, которые установил папа: планшетом и смартфоном можно было пользоваться только час в день. Когда они попытались устроить акцию протеста, отец сказал: «Дома есть несколько сотен бумажных книг. Если хотите развлечься - читайте сколько вам угодно!»

Если уж люди, которые выпустили компьютерного джинна из бутылки, стремятся оградить своих детей от влияния интернета, что говорить о простых пользователях?

Многие родители ограничивают отпрысков не только в использовании гаджетов и компьютерных приставок, но и категорически запрещают пользоваться социальными сетями. Например, активная сторонница подобных запретов экс-участница «ВИА Гры» Анна Седокова.

- Я сама широко представлена в социальных сетях, это часть моей работы, - говорит поп-звезда. - Но деткам в соцсетях совершенно нечего делать. Социальные сети - это игрушки взрослых, а не детей. Я когда читаю комментарии в соцсетях, мне плакать хочется. Откуда столько злости и ненависти? Кстати, самые обидные и нецензурные комментарии оставляют дети. Моя дочь просила меня не раз, чтобы я разрешила создать аккаунт, но я ей твердо говорю: «Ни за что на свете!».

Неужели мы стоим на пороге информационной эпидемии, которая может стать куда страшнее, чем привычные детские болезни вроде свинки и ветрянки?

Признаки интернет-зависимости

- постоянное ожидание следующего выхода в Сеть

- утрата интереса к другим увлечениям

- нарастающая оппозиционность к родителям, друзьям, значительное эмоциональное отчуждение

- ребенок перестает контролировать время, проведенное в Сети, не может остановиться

- забывает поесть, пренебрегает личной гигиеной, может сидеть за планшетом ночь напролет

- хорошее самочувствие или эйфория за компьютером

- бесцельные путешествия по Сети, постоянный поиск какой-либо зачастую не нужной информации.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Чтение запоем вызывало у родителей такие же страхи

Психологи считают: не надо бояться интернета, нужно научиться правильно с ним обращаться.

Как спасти детей от переселения в виртуальный мир? Об этом мы решили расспросить кандидата наук, доцента кафедры общей психологии МГУ Юлию Бабаеву. Она является соавтором одного из первых в России исследований на тему интернет-зависимости.

- Юлия Давидовна, нужно ли ограничивать время, которое дети проводят за компьютером или смартфоном?

- Проблема интернет-зависимости очень остро стоит, меня об этом спрашивают даже чаще, чем по поводу детской наркомании. Но, мне кажется, у нас складывается неверное представление о запрете, как о единственном способе решения всех проблем. Интернет-зависимость - это внешнее проявление каких-то внутренних проблем у ребенка. Прежде всего родителям надо понять, что заставляет его уходить в виртуальный мир? Нет какой-то одной причины, которая порождает интернет-зависимость. Порой это недостаток общения со сверстниками в реальном мире, состояние депрессии или тревоги. А может быть, ребенок в интернет-сообществах ищет понимания, поддержки и одобрения, которых не встречает дома. Ну, не было бы интернета, он бы убивал время по-другому - шатался бы в подворотнях. Неизвестно, что хуже. Потом, что такое запрет? Это попытка вынести проблему за пределы воли ребенка. А с ним надо договариваться.

- А если, как это сейчас модно, просто ввести «санкции»?

- Это может вызвать агрессию ребенка по отношению к родителю. Знаю, сейчас в некоторых школах перед уроками «разоружают» учеников, - отбирают у них гаджеты. Но неужели вы полагаете, что школьники после этого начинают учиться с напряжением всех сил? Не обманывайте сами себя. Если ситуация запущенная, время на общение с компьютером надо ограничивать (порнография и экстремистские сайты должны быть вне закона). Но сама политика «держать и не пущать» - не панацея.

- А что может помочь, кроме запрета?

- Родители должны разобраться прежде всего в себе. Во-первых, иногда они сами «помогают» ребенку запутаться во Всемирной паутине. Допустим, маме надо что-то сделать, она включает компьютер и говорит: «Поиграй, детка, а я пока кушать приготовлю». Во-вторых, надо задуматься: а почему мое общество ребенку менее интересно, чем экран монитора? Надо выкроить время поиграть с ним. Уметь находить интересные темы для обсуждения. Необходимо формировать у ребенка гармоничный круг интересов: спорт, книги, друзья, хобби. Но куда проще проявить себя жестким «руководителем» и составить расписание в духе: «Два часа играешь, потом делаешь уроки».

- С возникновением интернета образовалось большое количество фобий: что люди разучатся запоминать, перестанут думать, поскольку проще найти готовые решения в Сети. Насколько эти страхи обоснованны?

- У нас страшилки очень популярны. Но интернет - это всего лишь инструмент, он сам по себе нейтрален. Причем это инструмент, дающий фантастические возможности. Все дело в том, как мы им пользуемся. Например, смычком от скрипки можно и дрова пилить. Правда, производительность будет невысока.

- В свое время схожее беспокойство вызывало распространение книг. Родители приходили в шоковое состояние, когда у девушки под подушкой находили любовные романы. Помните Фамусова «Чтоб зло пресечь, собрать все книги бы да сжечь». Есть ли сходство в том, как общество воспринимало появление этих двух носителей информации?

- Мы знаем, что появление книгопечатания дало огромный толчок развитию цивилизации. Благодаря этому во времена Фамусова жило большое количество людей фантастически интеллектуальных и образованных. Они к книгам относились по-другому. Например, Чацкий не мог такие слова произнести. Такой же, если не более мощный импульс для развития, человечество получило с изобретением интернета. Не надо его бояться. Ребенка могут обогатить как книги, так и новые информационные технологии. Нужно только научить его правильно с ними обращаться.