Премия Рунета-2020
Северный Кавказ
+10°
Boom metrics
Экономика25 августа 2012 4:00

За электричку нужно платить

Бесперебойное осуществление пригородных железнодорожных перевозок в Ставропольском крае под угрозой срыва
Источник:kp.ru

Правительство региона уже несколько лет не может рассчитаться с долгами за пригородные перевозки. И если положение не изменится, железнодорожники будутвынуждены отменить часть электричек - быстрого, безопасного и экологически чистого транспорта.

Законодательством Российской Федерации организация пригородных пассажирских перевозок вменена в обязательства региональных властей. Субъекты РФ вправе регулировать количество пригородных маршрутов и устанавливать тарифы на проезд в пригородных поездах. Но при этом они обязаны компенсировать убытки, которые несут железнодорожники в результате тарифного регулирования.

С 2011 года вместо ОАО «РЖД» функции перевозчика выполняют пригородные пассажирские компании. В Ставропольском крае это ОАО «Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания» (ОАО «СКППК»). Компания действует на основании договора с правительством региона об организации транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Ставропольского края. В документе определены маршрутная сеть, необходимое количество рейсов, количество пар пригородных поездов на каждом направлении, а также тарифы. При этом «Российские железные дороги» предоставляют пригородным компаниям услуги инфраструктуры, попросту говоря железнодорожный путь, а региональные власти формируют заказ на пригородные перевозки в крае.

Ценовая политика пригородных перевозок регулируется региональными службами по тарифам в каждом субъекте конкретно. На Ставрополье стоимость проезда устанавливается Региональной тарифной комиссией Ставропольского края. Как правило, цена билета устанавливается ниже экономически обоснованного тарифа. Разницу между реальной себестоимостью и фактически действующим тарифом должно компенсировать по договору правительство края. Но на сегодняшний деньСКППК не получает этих средств.

Возмещение потерь от пригородных железнодорожных перевозок, возникающих в результате установления тарифов ниже экономически обоснованного уровня, ужене первый год является камнем преткновения в отношениях Ставропольской администрации и ОАО «Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания».Это касается не только размера, но и фактической выплаты компенсаций, которые правительство края должно погашать железнодорожникам.

Так, в краевом бюджете на 2011 год из предусмотренных 29,7 миллиона рублей «Северо-Кавказской пригородной пассажирской компании» перечислено только 3,9 миллиона рублей. В бюджете 2012 года запланировано 36,1 миллиона рублей, при том, что прогнозируемые убытки пригородной компании даже без расходов на инфраструктуру, рассчитанные по методике, утвержденной Федеральной службой по тарифам России, составляют 166 миллионов рублей. Но и заявленные суммы не выделяются. По этой причине перевозчик - ОАО «СКППК», не может своевременно рассчитаться по своим обязательствам за ремонт подвижного состава, оплатить услуги локомотивных бригад и пробег локомотивов.

Многочисленные обращения генерального директора «Северо-Кавказской пригородной пассажирской компании» Андрея Лесниченко в различные структуры региональной власти Ставропольского края не привели к положительным результатам. Поэтому СКППК вынуждена обратиться в арбитражный суд для решения вопроса о компенсации выпадающих доходов.

Проблемы пригородных перевозок не находят понимания у региональных властей, не учитывающих все неудобства, которые будут испытывать жители края.

Если в ближайшие дни власти Ставропольского края не выполнят свои обязательства перед компанией-перевозчиком, то СКППК будет вынуждена сократить объемы перевозок.

Какие реальные последствия такая политика повлечет за собой? Если сейчас в крае курсирует 39 пар пригородных электропоездов в сутки (ими в 2011 году воспользовались около 7 миллионов человек), то уже в ближайшее время число рейсов и пассажиров может сократиться в 2-3 раза. Люди, живущие в ряде труднодоступных населенных пунктов, могут лишиться возможности быстро и без пересадок добраться до крупных городов.

Коснется сокращение и электричек, обеспечивающих населению и отдыхающим удобную и надежную связь между курортными городами Кавказских Минеральных Вод. Многие ежедневно используют этот вид транспорта при поездках на работу или по делам, на отдых в выходные дни. Из-за отсутствия финансирования Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания вынуждена будет оставить здесь лишь рейсы в часы пик - только они и являются самоокупаемыми. А о возобновлении курсирования поездов по удобному для жителей и курортников маршруту Бештау - Железноводск можно будет забыть надолго.

Чувствительной эта ситуация станет и для пассажиров, пользующихся льготами. Важно помнить и о том, что Северо-Кавказская железная дорога для многих населенных пунктов Ставропольского края является градообразующим предприятием. Отмена электричек повлечет за собой сокращение рабочих мест для тех, кто трудится в сфере пригородных железнодорожных перевозок, в том числе билетных кассиров, машинистов и помощников, ремонтников.

Очень трепетный вопрос для всех жителей Кавминвод - экологический. Не трудно догадаться, что замена железнодорожного транспорта автомобильным негативно отразится на природе края, здоровье людей. Кроме того, статистика подтверждает, что число несчастных случаев на железных дорогах в десятки и даже сотни раз меньше, чем на других видах транспорта. К безопасности на железной дороге отношение особенное. Все возможные «случайности» железнодорожниками просчитаны, а их возможные последствия сведены к минимуму.

Именно на этой резонансной теме заострил свое внимание и премьер-министр Дмитрий Медведев в ходе совещания по тарифам на железнодорожном транспорте, проведенном во время недавней поездки из Омска в Томск.

«Этот вид транспорта необходимо поддерживать и развивать», - цитируют главу правительства информационные агентства.- Вопрос волнует миллионы людей,- напомнил Дмитрий Медведев. - Региональные власти должны нести ответственность за уже принятые решения. Тем более что железнодорожные перевозчики после 2014 года не будут получать субсидии и из федерального бюджета.

С этими словами премьерминистра России нельзя не согласиться. Согласится ли с премьером правительство Ставропольского края?